Deal room: публикации

Zoom не поможет

По запросу «выгорание сотрудников на работе» «Яндекс» выдает 13 млн результатов, а «выгорание владельца бизнеса» — всего шесть. Меж тем в 2020-м руководители оказались погребены под ворохом новых срочных задач, которые к тому же приходится решать в крайне необычных условиях. Ограничение полетов и перемещений в целом, работа вне офиса, все это по сути — запрет на личный контакт, и этот запрет сказывается на важнейшем для бизнеса аспекте — качестве коммуникации.

Zoom и телефон хороши для еженедельных встреч департаментов или уточнения деталей уже идущего проекта, но если вы принимаете решение, стоит ли вам идти в сделку, если нужно предупредить или погасить серьезный конфликт, в нормальной жизни вы едете или летите на встречу и смотрите человеку в глаза. Как выстроить нормальную коммуникацию, когда поговорить «вживую» нельзя?

Что делать

Новая ситуация требует искать новые решения и инструменты, которые позволят сохранить бизнесы, отношения, зарплаты сотрудникам. Один из них – медиация – проведение переговоров и разрешение конфликтов при участии полностью нейтральной стороны, посредника — медиатора.

В России медиация только начинает набирать популярность, но в мире это общепринятый легальный способ достижения договоренностей: в США Федеральная служба медиации и примирения была основана еще в 1947 году, а в Китае, где работает больше 3,5 млн медиаторов, в 2017 году Верховный суд учредил национальную платформу для проведения медиации онлайн. В эру карантина такая платформа стала востребована как никогда.


Ключевая задача медиации — лечить поломанный или устанавливать отсутствующий контакт, улучшать качество коммуникации. И она справляется с этим даже онлайн. К услугам медиаторов компании обращаются, когда хотят сэкономить время (это значительно быстрее разбирательства в суде) и деньги, поскольку услуги и часы юристов стоят значительно дороже. Кроме того, медиация позволяет сохранить конфиденциальность — сам факт обращения к медиатору, содержание переговоров и текст итогового соглашения остаются между сторонами. 

Конечно, медиация — не волшебная палочка и не психологический трюк, это просто еще один бизнес-инструмент, со своей логикой и границами применения, к которому во многих странах предприниматели прибегают для решения очень конкретных задач: от проведения переговоров при старте нового бизнеса до разрешения конфликтов с контрагентами и даже споров с налоговой.


Урегулирование конфликтов среди управляющих и владельцев бизнеса

Давление внешней среды, спад продаж, угроза закрытия бизнеса — неприятные вещи, которые неизбежно влекут за собой конфликты и взаимные обвинения между партнерами и топ-менеджерами. Эти конфликты и сами по себе могут быть разрушительными, а в ситуации затрудненных коммуникаций они усугубляют ситуацию в компании и сокращают ее шансы на выживание.

Кейс IT-компании

После начала пандемии продажи в компании, которая занималась разработкой нишевого IT-продукта, практически встали, доходы резко сократились, партнерам не удалось быстро перепрофилироваться и уже в июле пришлось уволить часть сотрудников. Между партнерами копился ком взаимных обвинений и претензий по поводу подхода к ведению дел и ответственности за происходящее, удаленная работа усугубляла ситуацию, поговорить спонтанно и откровенно не получалось.

В августе, на фоне конфликтов управляющих, компанию покинул человек, отвечавший за развитие бизнеса, и шансов на то, чтобы компания пережила кризис, почти не осталось. Началось активное обсуждение разрыва отношений и закрытия компании, звучали взаимные угрозы пойти в суд.

Один из партнеров обратился к нам за медиацией, и стороны начали аккуратные переговоры. Говорить с кем-то непредвзятым в таких ситуациях всегда проще, чем с человеком, с которым ты уже находишься в конфликте, и в начале процесса именно это позволило всем сторонам наконец-то высказаться в полной мере, немного выдохнуть и остановить дальнейшее развитие конфликта.

На следующем этапе мы помогли отделить текущие проблемы от накопленных ранее претензий и отложить их рассмотрение. Ком проблем стал меньше. Партнеры продолжали двигаться в сторону прекращения отношений, но, получив возможность детально и спокойно обсудить все способы закрытия компании и условия выхода каждого из партнеров, осознали, что на этом этапе каждому из них было достаточно просто иметь этот план. Реализовывать его никто из них на самом деле не хотел. Это было вопросом выплеска эмоций и накопленной усталости.

Это позволило партнерам вернуться к конструктивному диалогу: разрешить текущие взаимные претензии, признать вклад каждого как в развитие компании, так и в попытки исправить текущую ситуацию и согласовать основные стратегии выхода из кризиса.

Закрытие бизнеса было отложено, удалось восстановить нарушенные отношения, разрешить ситуацию конфиденциально и вернуться к развитию компании.  

Медиация заняла 1,5 месяца, большая часть переговоров прошла онлайн. Потребовались две очные встречи.

Полный текст статьи читайте на Forbes.ru
Made on
Tilda